История группы начинается в далекие 80-е, когда волна увлечения тяжелым роком достигает берегов Японии. Новаторская, экспрессивная музыка, сильно отличающаяся от традиционной, пришлась японской молодежи по вкусу. Словно грибы после дождя, стали появляться кавер бэнды, подражающие западным кумирам. Эта модная тенденция касалась не только манеры исполнения, но также внешности и стиля поведения исполнителей на сцене. Страсть японцев к имитации и компилированию заимствованных идей вылилась в совершенно новое течение, которое в последствии назовут Jrock’ом. Но, разумеется, об этом никто тогда не знал, а двое тринадцатилетних подростков из Тибы, создавших свою доморощенную кавер-группу, только мечтали о том, что когда-нибудь станут знаменитыми.
Друзья детства, Ёсики Хаяси и Тосимицу Деяма, вдохновленные творчеством группы KISS, создают свой кавер-бенд под названием Dynamite. Ёсики играет на ударных, и по совместительству является лидером молодого творческого союза, Тоси становится гитаристом. Последующие три года группа претерпевает множественные изменения в составе и стиле исполнения. Первая кардинальная реформа происходит в 1980 году: название Dynamite сменяется на Noise, а Тоси занимает место вокалиста. Коллектив добивается определенного успеха, но близится школьный выпуск, и почти все участники, кроме Ёсики, Тоси и Терри, играющего на гитаре, покидают группу.
Однако Ёсики не сдается, к 1982 году он вновь меняет название, и теперь уже группа X с песней I’ll Kill You дебютирует на Yamaha Sponsorship Contest. Это выступление становится своего рода прорывом, после которого о новой группе заговорили всерьез. X играют на еще нескольких площадках, тем самым еще больше увеличивая свою популярность. К 1984 году группа состоит уже из пяти человек: Ёсики - ударные и клавишные, Тоси - вокал, Терри и Томо – гитаристы, Ацуси – бас. Тиба, в которой нет нормальных площадок для выступлений, становится маловата для развивающейся группы, и музыканты решают перебраться в Токио, где с удвоенной силой продолжают штурмовать музыкальный Олимп.
Следующий год приносит много изменений и событий. Группу покидает Томо, вторым гитаристом становится Эдди. Афиши, сообщающие о новых выступлениях X все чаще и чаще появляются на улицах Токио. В июне выходит сингл I’ll Kill You. Однако внешнее благополучие и успешность не приносят спокойствия, группу раздирают разногласия. 4 октября Эдди, Ацуси и Терри покидают X. Новыми участниками становятся гитарист Халли (экс-Dementia), а временным басистом группы становится Савада Тайдзи из Prowler. Но и они долго не задерживаются: в конце октября оба новобранца покидают группу. Но в ноябре Тайджи возвращается в X, чуть позже к коллективу присоединяется Дзюн, бывший гитарист Sqwier.
К новому году X вновь поменяла свой состав, но и эти участники продержались всего лишь до апреля. К весне 1986 состав группы выглядел так: Ёсики, Тоси, Дзюн на гитаре и Хикару на басу.
В июле на лейбле EXPLOSION выходит альбом-сборник Heavy Metal Forсe III, включавший в себя песни самых популярных инди-групп. В число отобранных попала и X с композициями Break the Darkness и Х. Неожиданно группа добивается всеобщего призвания, о ней говорят, как об открытии. В это же время Ёсики решает основать свою собственную звукозаписывающую компанию Extasy Records и под этим лейблом в конце апреля X выпускает сингл Orugasumu.
Состав группы продолжает меняться и в ноябре Тайдзи опять приходит в X, но этот раз официально.
В марте 1987 года студия Victor Record приглашает X участвовать в записи еще одного сборника Skull Trash Zone Vol. 1. Выпуск этого альбома с композицией Stab Me in the Back еще больше укрепил позиции группы. Стоит отметить тот факт, что для записи Ёсики требовался еще один гитарист, по странному стечению обстоятельств этим сессионным музыкантом оказался Пата (Томоаки Исидзука), который на тот момент играл в составе группы Judy. Сначала он отказался от предложения лидера X, но, в конце концов, согласился, при условии, что это будет разовая запись.
В период с ноября 1986 по март 1987 года гитаристы группы сменились еще несколько раз. Среди участников успели засветиться Керри, Сатору и Исао. Лишь в конце марта группа обретет первого из своих постоянных гитаристов. Хидэ (Мацумото Хидэто), бывший лидер группы Saver Tiger, после личного приглашения Ёсики, станет четвертым неизменным участником.
10 апреля Исао попадает в аварию, разбившись на мотоцикле, и накануне выступления на Meguro Live Station, X остается без второго гитариста. Ёсики в очередной раз обращается за помощью к Пате, тот соглашается заменить травмированного участника на время концерта. После выступления Ёсики предлагает ему стать пятым участником группы, так как Исао заявил о своем желании покинуть коллектив. Неизвестно, какими мотивами руководствовался Пата, но он принял предложение Ёсики, так что выступление 10 апреля 1987 года можно считать первым концертом группы X в составе, который будет неизменным до 1992 года.
Чуть позже в одном из интервью Ёсики скажет об этом времени: «Невероятно, но музыканты в группе сменились более 30 раз».
Немного отступив от хронологии, стоит сказать несколько слов о визуальном концепте сформировавшейся группы. Если посмотреть на участников в этот период, первое, что можно сказать об их имидже – шокирующий. Провокационный, и, безусловно, привлекающий внимание, яркий и необычный, он стал важной частью музыки, дополняя ее. Основная идея концепции была основана на том, что сначала нужно было привлечь к себе внимание своим внешним видом, а уж потом удержать его при помощи музыки. Бесспорно, посмотреть было на что. Образ Ёсики был креативен сверх меры: высветленные длинные волосы на одной половине головы были поставленны в иглообразный ирокез, дополнял образ фантастический костюм, с некоторой претензией на женственность. В самом начале карьеры дикий макияж лидера был половинчатым. То есть, одна половина лица совершенно отличалась от другой, таким способом Йошики хотел выразить свое видение двух противоположных сторон человеческой индивидуальности. Позднее, женственность станет превалирующим элементом образа. Стиль Тайдзи в самом начале напоминал глэм, потом он сменит его на ковбойский. В мотивах ранних костюмов Тоси прослеживается влияние милитари-стиля, Пата же со своим красным ирокезом и выбритыми висками больше всего походил на панка. Образ Хидэ вообще сочетал в себе все несочетаемое. Если бы можно было представить себе существо с другой планеты или из другого измерения, оно выглядело бы точь-в-точь, как лидер-гитарист группы X.
Но и эти образы не задерживались долго, изменялись во времени и вместе с ним. Точную характеристику дать сложно, нужно лишь сказать, что позднее все эти эксперименты над сценическими образами будут называть «визуал кэй», а группу X - основателями нового музыкального течения.
Однако не только облик группы был вызывающим, подстать ему было и поведение участников во время выступления. X была первой группой, сломавшей традиции поведения артистов на сцене: никто раньше и подумать не мог, что во время исполнения песен можно так скакать по сцене и крушить инструменты. Реакционно настроенные критики окрестили группу неблагонадежной и охарактеризовали их выступления, как форменное безумие. Разумеется, такое отношение общественности не замедлило сказаться на группе и через некоторое время выступления X оказались под угрозой, многие концертные площадки прекратили сотрудничать с группой, а звукозаписывающие студии отказывали в записи. Но цунами под названием X было уже не остановить - музыка новаторской инди-группы нашла сильный отклик у поклонников.
Из сложившейся ситуации нужно было искать выход и Ёсики предпринял несколько рискованных шагов, которые в последствии окажутся очень успешными.
Потом он скажет об этом: «Мы делали то, что до нас никто не делал и даже не думал о том, что это можно сделать». Группа записывает видео Xclamation ‘87 с тремя песнями и в августе 1987 года оно выходит в продажу в Osaka Bourbon House. Видеокассеты расходятся как горячие пирожки и за один день продаж X зарабатывает двести тысяч йен. Параллельно с этим X начинает появляться на телевидении. Сначала, никому не известная группа оказывается на задворках вещания в юмористических разделах передач, рассказывающий о странностях, творящихся с современной молодежью, с уличной культурой и о безумии во время рок-концертов.
Но постепенно группа находит свою аудиторию, необычные образы и сильная, новая музыка становится все более и более популярной. В середине 1988 X снялись в фильме «Tokyo POP», появившись на экране полным составом в эпизодической роли, сыграв самих себя. Фильм вышел в прокат в Европе 6 июля 1989. Однако звукозаписывающие лейблы по-прежнему отказываются сотрудничать с X. После очередной неудачи Йошики решает записать инди-альбом под лейблом собственной компании и 14 апреля 1988 года под Extasy Records выходит пластинка Vanishing Vision, а в июне начинается Vanishing Tour по 24 городам Японии, который плавно переходит в Burn Out Tour. Креативные тексты и отличная музыка делают свое дело - X начинает победное шествие по стране.
1989-1991
Сразу после этих событий, 1 августа 1989 года, группа подписывает выгодный контракт с CBS/SONY и переходит из статуса инди в статус мейджоров.
В январе 1989 года X приступает к записи своего дебютного альбома Blue Blood, а 13 марта начинается Blue Blood Tour.
Релиз 21 апреля сразу отправляет альбом на 6 место в чартах по продажам. Такое в Японии произошло впервые, X была первой молодой рок-группой, которой такое удалось. Без ложной скромности, это можно назвать историческим прорывом.
Совершенство музыки, написанной Ёсики, и мастерство двух гитаристов, в унисон исполняющих виртуозные партии, сделало альбом Blue Blood революционным, и на сегодняшний день он признан лучшим примером классического японского рока.
После окончания тура участники приступили к написанию новых песен, на этот раз отдельно друг от друга. 22 июня Ёсики отправляется в Париж, где приступает к съемкам клипа Rose of Pain, а Тоси, Пата, Хидэ и Тайдзи 26 июня - в Нью-Йорк, где снимают небольшой видеоотчёт. Позднее, все эти материалы войдут в видео Shigeki! ~ Visual Shock Vol. 2.
После их возвращения в Японию началась бесконечная полоса съемок в телевизионных программах и ток-шоу, фотосессий для журналов, записи радиопрограмм. Стоит отметить, что на тот момент, участие рок-групп в музыкальных ток-шоу было делом очень необычным, но после того как X первыми появились на экранах, многие телевизионные компании стали приглашать разные популярные рок-группы на свои передачи. Слава и известность группы становилась все более и более всеобъемлющей.
Выпущенный 28 августа сингл Kurenai сразу попадает на первое место чарта Oricon. 29 сентября группа отправляется в Rose & Blood Tour.
1 декабря выходит второй сингл Endless Rain, который также покоряет вершину Oricon’а.
Уходящий год отмечен так же получением наград. X удостоились приза в номинациях Лучший Новый Артист Японии (Zen Nihon Yuusen Daishou Yuushuu Shinjin Shou), Лучший Артист Японии (Nihon Yuusen Daishou Yuushuu Shinjin Shou) и номинации Лидер по Продажам Синглов Орикон’89 (89 ORICON Nendo RECORDING SELL SINGLE Shinjin Bumon Dai Ichii). Поистине грандиозные достижения для рок-группы, дебютировавшей всего 11 месяцев назад.
Не похожая ни на что манера игры Ёсики на ударных сделала группу практически недосягаемой для конкурентов, при этом Ёсики играет практически на пределе физических возможностей. Однажды участники группы сказали в шутку: «Если вы хотите убить Ёсики, напишите больше быстрых песен», а сам он позже скажет в интервью: «Я играю на пределе сил, я могу умереть в любой момент, мои физические силы сейчас на грани, но я все равно не могу остановиться». Это было сказано в начале тура… Роковые слова отозвались 23 ноября: середина Rose & Blood Tour, группа должна выступать в Shibuya Kohkaido, но накануне Ёсики получает серьезную травму и выступление приходится отменить. Это событие вызвало волну паники у поклонников, но к счастью, Ёсики быстро оправился и уже к 4 февраля 1990 года группа продолжила тур, а в последствии получила приз Dai Yonkai Nihon GOLD DISC Taishou BEST ARTIST SHOW.
21 апреля 1990 выходит третий сингл Week End. И опять группа на первом месте Oricon’а, Япония полностью оказалось у ног X. Rose & Blood Tour триумфально завершается двумя днями 7 и 9 мая в Nihon Budokan, а потом еще и дополнительным выступлением 17 мая в Osakajo Hall.
1 сентября выходит видео Celebration ~ Visual Shock Vol. 2.5. В конце года группа отправляется в Лос-Анджелес, где в течение семи месяцев записывает новый альбом Jealousy, который поступил в продажу 1 июля следующего года. Возвращение группы на родину сопровождалось грандиозным столпотворением фанатов, которые буквально парализовали деятельность международного аэропорта Нарита. Такое событие случилось в Японии впервые, из-за этого власти не смогли правильно организовать мероприятие, ситуация вышла из-под контроля и в образовавшейся давке достаточно сильно пострадали несколько человек.
Новый тур Violence in Jealousy ~ Yume no naka ni dake ikite начался 6 августа, а 23 числа в его рамках группа впервые выступила в Tokyo Dome.
11 сентября выходит сингл Silent Jealousy, занимая, естественно, первое место Oricon’а. 30 сентября группа выпускает видео Shigeki 2 ~ Visual Shock Vol. 3 Yume no naka ni dake ikite. 25 октября выходит сингл Standing Sex, а 1 декабря Say Anything.
29 октября проходит очередной Extasy Summit ‘91, этот фестиваль под эгидой своей звукозаписывающей компании Ёсики стал проводить с 1988 года: в нем участвовали все группы и исполнители, которые записывались в тот момент на Extasy Records. Но этот саммит был значительно масштабнее и проходил в Nihon Budokan.
В декабре X получает награду – Лучший Исполнитель Японии (Nihon Yuusen Daishou Yuusen Ongaku Yuushuushou), а также участвует в очень популярной программе NHK Kouhaku Utagasen. Шоу традиционно проходит в конце года, как бы подводя итог музыкальным событиям страны. Эта передача очень важна для всей Японии, для любого исполнителя – большая честь попасть в число участников. X была первой рок-группой, которая участвовала в этой передаче, а затем в течение нескольких последующих лет группа была особым почетным гостем Kouhaku Utagasen.
Конец 1991 года вообще отличается особой активность группы, а также началом сольной деятельности ее участников. 8 декабря X выступает с концертом в NHK Hall X with Orchestra, на котором группе аккомпанировал симфонический оркестр. 21 декабря выходит видео Say Anything ~ Visual Shock Vol. 3.5 и сборник X Ballad Collection.
1992-1998
В начале следующего года, 5, 6 и 7 января 1992 X дают в Tokyo Dome трехдневный концерт под названием On The Verge of Destruction. Этот концерт стал последним выступлением Тайдзи в составе группы. 31 января 1992 года на официальной пресс-конференции было сообщено о том, что басист официально покидает коллектив.
Поиски нового басиста продолжались в течение семи месяцев, новый участник должен был соответствовать высоким требования группы, поэтому достойную кандидатуру подобрать удалось только к августу.
25 августа X дает пресс-конференцию в Нью-Йорке, на которой объявляется о замене басиста: новым участником становится Хит (Мориэ Хироси, бывший участник Media Youth и знакомый Хидэ). Кроме того, название группы меняется на Х JAPAN.
Причинной этому послужила уже существующая в США группа X, а поскольку Ёсики планировал вывести свой коллектив на мировой музыкальный рынок (надо отметить, что особая ставка делалась именно на Америку), ему пришлось изменить название, чтобы избежать ненужных юридических проблем. Заодно Ёсики решает сменить звукозаписывающий лейбл с CBS/SONY на MMG (East West Japan). Что было причиной этой рокировки - не известно, скорее всего, в основу легли личные предпочтения лидера. Поклонникам представили Хита 29 октября на Extasy Summit’92 в Osakajo Hall, а затем еще и 30 октября в Nihon Budokan.
1 ноября выходит видео Hametsu Ni Mukatte ~ Visual Shock Vol. 4. 31 декабря Х JAPAN опять участвует в программе NHK Kouhaku Utagasen. Группа исполняет Kurenai и Tears. Во время исполнения последней Ёсики играет на органе, а все артисты, приглашенные на передачу, - поют. С нового года по июль 1993 участники группы углубляются в работу над своими сольными проектами. Однако они не забывают и о том, что являются группой: 1 июля выходит видео Film GIGs 1993 ~ Visual Shock Kougeki Saikai, а 25 июля группа выпускает мини-альбом Art of Life, состоящий всего лишь из одной композиции длинной в 29 минут. 21 октября группа порадовала поклонников альбомом-сборником X Singles, а 25 числа новым синглом Tears. 30 и 31 декабря группа снова выступает в Tokyo Dome. Концерт X JAPANReturns станет первым из серии новогодних концертов, которые будут проводиться следующие 5 лет, вплоть до самого распада группы. 31 декабря X JAPAN, по сложившейся традиции, участвует в NHK Kouhaku Utagasen, на передаче группа исполнила Tears.
Одновременно с этим происходила смена визуального концепта. Общий стиль стал более спокойным, выдержанным и цельным. Из сценических образов и макияжа ушло дикое многоцветие и резкость, исчезли ирокезы, костюмы приобрели лаконичную завершенность. Длинные рыжие кудри Йошики и его изящные одеяния, в основном состоящие из кружев, отождествляли в себе идеал женственности и красоты. Образы Паты и Тоси стали в чем-то схожи, основными акцентами стали спокойствие и уверенность, однако это ни в коей мере не уменьшило оригинальность их нарядов. Образ Хита больше всего тяготел к глэм-року и очень хорошо вписался в обновленный имидж группы. Некоторым исключением можно считать Хидэ: он по-прежнему предпочитал в костюмах яркие цвета, его прически поражали сложностью и фантастичностью. Его внешний облик обеспечил необходимую экзотичность, завершив собой практически совершенную галерею образов.
На 1994 год пришелся пик сольной активности участников: новые синглы, альбомы, видеоклипы. Коллективная же деятельность в этом периоде отличается большей интернациональной направленностью: 20, 21 и 22 мая группа участвует в большом международном концерте The Great Music Experience~ AONIYOSHI, выступив на одной сцене вместе с такими мировыми звездами, как Боб Дилан, Эдди Митчелл, INXS, Bon Jovi и Роджер Тейлор. Шоу шло при поддержке ЮНЕСКО и транслировалось в 55 странах.
10 июля группа выпустила сингл Rusty Nail. По сложившейся традиции, новый год X JAPAN встречает вместе со своими поклонниками в Tokyo Dome. 30 и 31 декабря группа отыгрывает два фееричных концерта, получивший название AOI YORU/KUROI YORU (Синяя ночь/Белая ночь). 30 числа во время концерта состоялся легендарный прямой эфир, во время которого на передаче NHK Kouhaku Utagasen транслировалось исполнение Rusty Nail. Позднее, такая практика станет обычной, новогодний прямой эфир из Tokyo Dome станет отличительной чертой Kouhaku Utagasen.
1 января в продажу поступил концертный альбом Hametsu ni Mukatte 1992.01.07 Tokyo Dome и сборник клиров X Clips. 27 января группа выступила в качестве соорганизаторов гонок F-3000, а машины одной из команд были украшены логотипами группы. В гонках принял участие Ральф Шумахер.
1 августа в продажу поступает новый сингл Longing ~ Togireta Melody, а 21 октября группа выпускает видео-игру Visual Shock 001 на базе игровой приставки Sega Saturn. В основу сюжета лег новогодний концерт 1994 года. 29 октября начинается Dahlia Tour 1995-1996. На концертах наряду с обычным набором буклетов, футболок и прочего продаются кассеты с новым синглом Longing ~ Setsubou no Yoru, который поступил в обычную продажу только 11 декабря. Стоит отметить, что в 1995 году басист группы также начинает свою сольную карьеру.
30 и 31 декабря группа играет в Tokyo Dome концерт X JAPAN in Tokyo Dome 2 days. Однако изюминкой 1995 года становится совершенно иное событие. Осенью Ёсики кардинально меняет свой имидж: он обрезает свои шикарные волосы и 26 ноября на одном из телевизионных интервью появляется перед поклонниками в совершенно другом, более мужественном образе. Следом за лидером укорачивает волосы и лидер-гитарист, но при этом, Хидэ остался верен своим цветовым предпочтениям и по-прежнему радует поклонников ярким и креативным внешним видом. Вслед за ними прическу меняет и Тоси.
Начало года отмечено выпуском сингла Dahlia 26 февраля. Сингл включал в себя два варианта песни.
Март принес группе серьезные проблемы: 13 числа 1996 года Dahlia Tour был прерван из-за болезни Ёсики. Прямо с концерта в Нагое лидера группы увезли в больницу. Зрителям было объявлено, что у Ёсики растяжение мышц спины и группа кое-как завершила концерт. На следующий день сообщили об отмене съемок Music Station, которые были назначены на 15 число. 15 марта было заявлено, что 18 числа X JAPAN не будут участвовать в POP JAM, а концерт в Nagoya Arena с 17 переносится на 30, но и он был в последствии отменен. 19 марта на официальной пресс-конференции было объявлено о приостановлении тура на неопределенное время и о возврате денег за пять отмененных концертов, билеты на которые уже были проданы. Позднее было сделано официальное заявление о состоянии здоровья Ёсики: ущемление грыжи межпозвоночного диска, результат старых травм.
Это событие просто деморализует поклонников, а также порождает волну истерии. Чтобы немного успокоить разбушевавшихся фанатов 12 марта группа выпускает в продажу альбом-сборник B.O.X (Best of X) CD + VHS. Это немного разрядило обстановку, а 8 июля, в соответствии с намеченным ранее графиком, состоялся релиз нового сингла Forever Love. 26 августа выходит сингл Crucify my Love, который впервые за историю группы не достигнет первого места в Oricon’e и остановится на втором.
4 ноября выходит долгожданный альбом Dahlia, который мгновенно превращается в хит. Чуть позже в прессе появляется информация о том, что Dahlia Tour будет возобновлен: 30 и 31 декабря состоятся финальные концерты Dahlia Tour Final. Именно на них Ёсики впервые появляется в шейном корсете, который, впоследствии, всегда будет надевать во время игры на ударной установке.
1 января 1997 года в продажу поступает первая часть видео Dahlia the Video ~ Visual Shock Vol. 5, а 5 марта вторая часть. Казалось все начинает налаживаться, но 20 апреля, совершенно неожиданно, Тоси заявляет о своем желании покинуть X JAPAN. Участники группы и поклонники в растерянности, дальнейшая судьба X JAPAN находится под угрозой. Тоси являлся одним из основателей группы, оставаясь ее неизменным участником практически двадцать лет, семнадцать из которых он был вокалистом, в виду этого, возможность найти замену голосу X JAPAN представляется совершенно нереальной.
Такая неопределенность продлилась вплоть до осени. 22 сентября на официальной конференции Ёсики объявляет о прекращении деятельности X JAPAN и роспуске группы. Тоси не появляется на мероприятии, чуть позже он сделает заявление через прессу о том, что его не известили о готовящейся пресс-конференции. Это событие окончательно уничтожает последние надежды на примирение участников.
31 декабря 1997 года группа собирается вместе последний раз, чтобы дать прощальный концерт для своих поклонников. Никто не скрывал своих слез, ни участники группы, ни сотни людей, которые присутствовали в Tokyo Dome на The Last Live. Во время концерта была исполнена последняя новая песня The Last Song.
Но весной 1998 года бывших участников и поклонников X JAPAN ждал еще более сильный удар: 2 мая трагически погибает Хидэ, теперь уже бывший лидер-гитарист группы. По официальной версии он покончил жизнь самоубийством, но было это осознанным шагом или драматической случайностью, остается загадкой. Хидэ не оставил предсмертной записки, тем самым окружив свой неожиданный уход непроницаемой завесой тайны. Вся Япония находилась в шоке, а глубину горя и отчаяния невозможно выразить словами и по сей день.
В феврале 2007 года Ёсики и Тоси наконец помирились и Тоси посетил Ёсики в Лос-Анджелесе, где они встретились впервые за десять лет. Они начали работу над совместным проектом, песней в память о Хидэ. И над возрождением X JAPAN.
22 октября 2007 года на крыше Odaiba Aqua City прошли съемки PV на новую песню Х JAPAN – I.V., в интервью после съемок Ёсики объявил о концерте X JAPAN, намеченном на весну 2008 года.