Ричи Котцен родился 3 февраля 1973 года в городе Ридинг, штат Пенсильвания. С музыкой он познакомился очень рано, и в пять лет уже осваивал пианино. Когда парню стукнуло семь, ему на глаза попался постер "Kiss", и под влиянием импульса Ричи взялся за гитару. С завидным упорством он терзал шестиструнный инструмент, и это, в конце концов, принесло свои плоды.
К своим семнадцати годам парень уже исколесил Штаты вдоль и поперек, причем ему доверяли открывать свои концерты такие артисты как "Fabulous Thunderbirds", Грег Оллмэн и "Smithereens". В 1989-м Ричи вышел на Майка Варни, и тот предложил молодому гитаристу сделать несколько альбомов для своего лейбла "Shrapnel Records". Для записи дебюта Варни выделил Котцену в помощь таких известных музыкантов, как Стив Смит (ударные) и Стю Хэмм (бас).
"Richie Kotzen" имел большой успех, и фото гитариста попало на обложки нескольких журналов, включая "Guitar World". Если первая работа была сделана в чисто металлическом ключе, то уже на втором альбоме Ричи добавил в свою музыку изрядную порцию фанка, блюза и соула.
Richie Kotzen Завершил "инструментальный" период творчества Котцена диск "Electirc joy". Пластинка была записана Ричи практически в одиночку и вызвала неоднозначные отклики. С альбомом "Electric joy" гитарист исполнил свои обязательства перед "Shrapnel" и собрался было поработать на "Interscope", намереваясь вплотную заняться еще и вокалом. Однако как раз в это время глэм-металлеры "Poison" выгнали любившего понаркоманить Си Си Девилля и предложили Котцену занять освободившееся место. Ричи, недолго думая, согласился, и в 1993 году вместе со своими партнерами стал обладателем платинового диска "Native tongue". Два хит-сингла, сопровождавшие альбом ("Stand" и "Until You Suffer Some (Fire and Ice)"), принадлежали перу Котцена.
Однако в рядах "Poison" гитарист долго не задержался. После того, как он увел девушку барабанщика Рикки Рокетта, разгорелся скандал, и Ричи оказался за дверью. С 1994 года артист возобновил сольную карьеру, слоняясь от блюза к хард-року и от соула к джаз-фьюжну, попутно совершенствуя не только гитарную технику, но и вокальные данные.
В середине 90-х Котцен также вошел в кооперацию с другим гитарным маэстро, Грегом Хоу, и сделал с ним пару совместных альбомов, "Tilt" и "Project". Щедрым на события для Ричи стал 1999 год. Помимо выпуска собственного альбома "Bi-Polar Blues" Котцен вошел в проект легендарного джазового бас-гитариста Стэнли Кларка, "Vertu", а после был приглашен в "Mr. Big", где сменил Пола Гилберта. "Мистер Большой" в то время были безумно популярны в Японии, там же где наибольший успех снискал себе и Котцен. Поэтому альянс мелодик-рокеров с новым гитаристом принес им огромные продажи диска "Get over it" в Стране Восходящего Солнца. Последующие гастроли группы в азиатском регионе были также очень успешными.
В 2001 году вышел новый альбом "больших", "Actual size". Одна из песен, "Shine", написанная для него Котценом, дебютировала в японских радиочартах под номером один. После распада "Mr. Big" Ричи осел в Лос-Анджелесе, обзавелся собственной студией и параллельно с продюсированием других артистов продолжил выпускать сольные альбомы. В 2004-м Котцен записал сборник акустических версий своих любимых вещей, а на следующий год организовал проект "Forty-Deuce".
В 2006 году Ричи, в качестве разогревающего музыканта, съездил в японский тур с The Rolling Stones. В Японии не принято устраивать разогревы, и Ричи стал первым музыкантом, открывавшем концерты The Rolling Stones в Японии. По его словам, это явилось для него большой честью. В том же году Ричи выпустил альбом Into the Black, который был наполовину записан на Headroom Inc., а наполовину в домашней студии. Также в 2006 году гитарист выпустил сборник Instrumental Collection: The Shrapnel Years. Последовавший за ними альбом Go Faster (в Европе издан под названием Return of the Mother Head’s Family Reunion) 2007 года был записан у Ричи дома, так как к этому времени музыкант уже продал свою домашнюю студию на Голливудских Холмах.
В 2008 году вышел первый официальный DVD-релиз с участием Ричи Live In São Paulo и одноимённый концертный альбом. По словам музыканта, все выходившие ранее DVD с его участием выпускались исключительно через сайт и являются просто «домашними поделками». В 2009 году был выпущен очередной сольный альбом музыканта Peace Sign. Ричи сам сыграл на всех инструментах, но в композиции «Paying Dues» привлёк к записи барабанщика Дэна Портач, так как «физически не мог сыграть эту партию». В композиции «Catch Me Up» музыкант сыграл на двенадцатиструнной гитаре. В том же году вышел альбом The Road, записанный в тандеме Коцена с Ричи Зито и смешавший в себе стили соул и ритм-н-блюз. Творческий союз музыкантов получил название Wilson Hawk.
В 2011 году на Headroom Inc. вышел альбом 24 Hours, смешавший в себе фанк, соул, хард-рок и шред. На альбоме музыкант сыграл на всех инструментах. Рецензенты отмечали «классическое фанковское» звучание многих композиций без ущерба для мощности и проникновенный соул вокал. В записи альбома приняла участие дочь Ричи Августа Ив, которая сыграла на клавишах в «Stop Me» и исполнила партию бэк-вокала в «Stop Me», «Tell Me That It’s Easy» и «Love Is Blind». Также в качестве приглашенных вокалистов в композиции «Love Is Blind» появились Джерри Кантрелл (Alice in Chains) и Брет Домрос (Dogstar).
В конце 2011 года Ричи вошёл вместе с Билли Шихэном (Mr. Big, группы Дэвида Ли Рота и Стива Вая) в супергруппу Майка Портного (Dream Theater, Adrenaline Mob) The Winery Dogs, заменив Джона Сайкса (Whitesnake, Thin Lizzy, Blue Murder, Tygers of Pan Tang). Их одноимённый дебютный альбом 2013 года был продан тиражом более 10 000 экземпляров в первую неделю продаж и дебютировал на 27-й позиции в чарте Billboard Top 200.
В 2014 году музыкант выпустил двухдисковый сборник The Essential Richie Kotzen на лейбле Loud & Proud Records (в Японии на лейбле WHD Entertainment). Альбом включил в себя выборочные композиции Коцена со всех его предыдущих восемнадцати альбомов, а также две новые песни. Идею выпустить подобный сборник предложил Коцену лейбл. Сам музыкант вспоминал, что решил последовать совету лейбла, так как обнаружил, что многие поклонники The Winery Dogs знают о сольной карьере Ричи, но ни разу не слушали его сольных альбомов. В одной из новых композиций «Walk with Me» музыкант сыграл на терменвоксе. На данную песню был выпущен клип, снятый полностью на iPhone. В альбом также вошли акустические версии некоторых композиций, среди которых песня Poison «Until You Suffer Some (Fire and Ice)», вокальную партию в которой исполнил сам Ричи.
В 2015 году на Headroom Inc. вышел двадцатый сольный альбом музыканта Cannibals. Альбом включал не только новые песни, но и старые ранее не издававшиеся композиции «Come on Free» (выполненную в стиле AOR), «Time for the Payment» (которую Ричи планировал включить в Peace Sign). Композиции «In an Instant» и «The Enemy» были переработаны музыкантом из старого неизданного материала. В последней музыкант сыграл на слайд-гитаре, а при написании партии ударных использовал как новые идеи, так и наброски десятилетней давности. Трек «I’m All In» был записан при участии Дуга Пинника из King’s X, а трек «You» появился из мелодии, сочинённой дочерью Ричи на фортепиано. В «You» музыкант снова сыграл на терменвоксе.