The history biography of band История биография группы Smokie watch online смотреть онлайн rocknation.su

В этой истории есть всё – любовь и смерть, нищета и богатство, безвестность и бешеный успех. И уже более тридцати лет эти музыканты вызывают у почтеннейшей публики неподдельный интерес. Этого вполне достаточно, чтобы рассказать их историю. История группы Smokie начинается в середине 60-х в Римско-католической средней школе для мальчиков имени Святого Беды в городишке Бредфорд Западного Йоркшира на севере Англии. С 1900 года и до наших дней это достопочтенное заведение продолжает блюсти все традиции католического воспитания мальчиков в сочетании с современными программами образования и спортивными занятиями. Каждый день уроки начинаются с молитвы. Как сказано на сайте школы: "В своей организации, деятельности, учебном плане и отношениях школа стремится отражать жизнь, учение и ценности Иисуса Христа. " В этой школе учились Алан Силсон (род. 21 июня 1951 г.) и Крис Норман (род. 25 окт. 1950 г.). Правда большую часть времени они посвящали не выполнению домашних заданий, а пению и игре на гитаре. По словам Криса Нормана, они с Аланом Силсоном все время распевали голосовые гармонии, как в песнях у The Beatles или Everly Brothers.

Как-то (в 1963 году)в музыкальном магазинчике Мура в Бредфорде Алан Силсон подошел к парнишке с барабанными палочками в руке: «Ты барабанщик?» Так произошло знакомство с Роном Келли. Целый год ребята репетировали дома у Криса, однако у них не было бас-гитариста, и они прекратили репетиции. Но бас-гитарист нашелся! Им стал Терри Аттли (род. 9 июня 1951 г.) В 1965 году четверо школьников организовали настоящую рок-группу: Крис Норман (Christopher Ward Norman, Redcar, North Yorkshire) - лидер вокал, ритм-гитара, пианино, Алан Силсон (Alan Silson, Bradford, West Yorkshire) -лидер-гитара, вокал, Терри Аттли (Terence David Uttley, Bradford, West Yorkshire) -бас-гитара, вокал и Рон Келли (Ronald Bruce Kelly, Winchester, Hampshire) - ударные. Поначалу они назвали себя The Yen, затем Long Side Down (аллюзия на психотропный препарат LSD) и одно время играли «завернутую» психоделию, усердно репетировали по субботам популярные песенки из хит-парадов. Потом переименовались в The Sphinx, в Essence. Под именем Essence играли какое-то время по окрестностям Бредфорда, пока не распались в 1966-ом. По воспоминаниям Терри Аттли, долгое время басом ему служила обычная шестиструнка без двух нижних струн. А когда Терри обзавелся, наконец, настоящей бас-гитарой, его уволили из-за каких-то школярских обид... Потом участники группы закончили обучение и разъехались кто куда. Терри Аттли нашёл себе постоянную работу в типографии и на время забыл о музыке — в том смысле, что забыл как исполнитель. К тому времени сделался заправским модом (моды – молодёжное течение), каждый вечер посещал музыкальные клубы, и времени на музицирование у него не оставалось. Рон Келли поступил в Дьюсбери Колледж и начал играть там в рок-группе The Black Cats, вскоре ребята предложили Силсону место лидер-гитариста в этой группе, выступавшей в Брэдфорде и его окрестностях. Алан принял это предложение, поскольку группа была полупрофессиональная, и, выступая в ней, можно было худо-бедно заработать себе на жизнь любимым делом. Однако Силсон был не в восторге от вокалиста этой группы. Он предложил, что если вдруг этот певец решит покинуть коллектив, то у него есть на примете достойная замена в лице его друга Криса Нормана. В 1967 году так и произошло – незадачливый певец был из группы изгнан, на его место встал Норман, и обновлённый состав приступил к работе. Группа приняла название The Four Corners. В апреле 1968 они обрели себе менеджера по имени Марк Джордан, который сразу сказал им: Ну что это за имя - "Четыре угла" (The Four Corners)! И посоветовал им назваться The Elizabethans - "Елизаветинцы". Так в английской культуре было принято называть поэтов и драматургов, относившихся к периоду "золотого века" в истории Англии - эпохе королевы Елизаветы I, которая правила с 1558 по 1603! В течение 1967—1968 годов группа сумела заработать себе хорошую репутацию, выступая по клубам и танцевальным залам, и настал момент, когда встал вопрос о переходе в профессионалы. Однако их тогдашний бас-гитарист был против этого, и тогда Алан и Крис вспомнили о школьном товарище Терри Аттли и предложили ему место басиста в своей группе. К тому времени Терри, несколько утомлённый бурной ночной жизнью, перестал ходить в ночные клубы и стал регулярно появляться на репетициях, дело пошло на лад, и группа, теперь уже в профессиональном статусе, могла приступать к работе. Марк Джордан оказался расторопным менеджером. За 1967-68 годы The Elizabethans начали показываться на телевидении - сначала на местном Йоркширском, а затем и на БиБиСи. И тут опять группа, вероятно из спортивного интереса, сменила имя. Причем не сама, а предложила устроить конкурс на лучшее новое название среди слушателей популярного музыкального "Радио Один". Победило имя Kindness, что значит "Доброта". В это время, не без помощи радиоспонсоров, группой заинтересовалась крупнейшая фирма RCA и подписала контракт на запись пластинок. 3 апреля 1970 года на RCA вышел сингл Light Of Love/Lindy Lou, который разошелся тиражом не более 300 экземпляров. В конце 1971 года ими занялся ди-джей с Радио Один Дэйв Игер. Дэйв привел музыкантов в фирму Decca, и Kindness, как ни странно, подписал тот самый человек, прославившийся на весь мир тем, что когда-то, в начале 60-х, отказал Битлз. А надо сказать, что Крис Норман, известный нам всем как человек с хрипящим голосом, пел в то время совершенно другим, чистым голосом. И вот непосредственно перед записью зимой 1972 года, он подхватил какой-то не простой грипп. Вирус серьезно повлиял на голосовые связки певца, так что даже после окончательного выздоровления, голос Нормана стал намного грубее. Однако друзьям-музыкантам это только понравилось как характерная отличительная черта звучания группы. Decca выпустила в 1972 году три сорокопятки группы: Oh Julie/I Love You Carolina, Let the Good Times Roll, Make it Better/Lonely Long Lady. Песня Let the Good Times Roll была широко подхвачена радиостанциями, а одна популярная субботняя передача на Радио Один под названием "Император Роско" даже сделала ее своей заставкой. Однако эта радиопопулярность никак не повлияла на продажу синглов в магазинах, и Decca тоже прервала с группой контракт. В течение последующих семи лет они получили неоценимый опыт, гастролируя по всей стране. Их услугами начинают пользоваться другие музыканты – когда Петер Нун, участник популярной группы 60-х Herman’ Hermits, решил начать сольную деятельность, он пригласил наших героев в качестве сопровождающих музыкантов. По воспоминаниям Терри Аттли: "Питер был большой звездой, а мы - маленькие мальчики, которым надо было много работать и совершенствоваться. Для нас это действительно был большой опыт, ибо человек, с которым мы играли, одно время был популярнее Битлз в США. " Нун не принес парням удачи, но благодаря этим гастролям, они встретили человека по имени Билл Хёрли. Он увидел музыкантов на концерте в Чешире, и они ему понравились с первого взгляда. Хёрли убедил Игера разорвать контракт и передать группу в его управление. В это время - август 1973 - из коллектива ушел, видимо устав от неудач, барабанщик Рон Келли. На его место взяли старого школьного приятеля Пита Спенсера (Peter David Spencer, Leeds, West Yorkshire - 13. 10. 1948.), который уже имел богатый опыт барабанщика, переиграв чуть ли не в десятке разных команд, да к тому же сочинял песни. Закончилось формирование "золотого состава". Хёрли значительно расширил географию выступлений группы, так что одно время они играли даже на туристическом корабле во Франкфурте-на-Майне, Германия. К 1974 году усилиями их менеджера на группу обращает внимание знаменитый тандем авторов-продюсеров Майк Чепмен и Никки Чинн. Эти парни в середине 70-х имели репутацию Людей-Умеющих-Производить-Хиты. За период с 71 по 78 они произвели на свет более 40 песен, занявших верхние строчки хит-парадов. Их союз был весьма прагматичным, и каждый занимался своим делом: за музыку и всё что с ней связано, как правило, отвечал Чепмен, а Чинн сочинял тексты и вёл дела совместной компании. Первым их успехом стала песенка группы Sweet – Funny Funny (1971 год), кроме того, они «выводили в люди» Suzi Quatro, Мад (Mud), и множество других менее известных исполнителей. Несколько позднее Майк Чепмен, уже как одиночный продюсер, сотрудничал с Агнетой Фельтскуг, Тиной Тёрнер, Крисом Норманом (ставшим к тому времени солистом), группами Блонди (The Blondie) и Нэк (The Knack), и многими другими. В свою очередь, Чинн и Чепмен были на контракте у Микки Моста, возглавлявшего фирму звукозаписи RAK Records. Этот поистине легендарный человек не нуждается в особом представлении, достаточно сказать, что он явился первооткрывателем группы Animals, работал с известнейшими британскими исполнителями вроде Yardbirds, Herman’ Hermits, Donovan, Jeff Beck, фанк-группой Hot Chocolate. Одним из его лучших друзей и одно время партнёром по бизнесу был Питер Грант, менеджер Led Zeppelin. Чин и Чепмен присматривались к группе Kindness почти полгода, пока, наконец, не подписали с ними контракт, и первым делом, изменили название коллектива на Smokey, тем самым давая понять, что история группы начинается с белого листа. Ребята неохотно согласились. Новое имя было более броским и звучным, и могло трактоваться по-разному, что, вероятно, должно было указывать на многогранность творческого лица коллектива. Понятно, что в основе названия лежало слово Smoke – Дым, и это отсылало, с одной стороны, к задымлённому промышленному Бредфорду (родной город музыкантов), с другой стороны – намекало на некие дурманящие зелья, потребляемые при помощи раскуривания. Кроме того, smokies называют мелкую копчёную рыбёшку, ну, и конечно, каждый слушатель при желании может сам дать расшифровку этого названия – например, «Пых» или «Перекур». На ребят попытались натянуть кожаные одежды, как на Сюзи Куатро, но это дело провалилось, и четверка отвоевала свое право оставаться в привычных джинсах. Затем Майк и Никки подписали Smokey на лейбл Микки Моста RAK Records. Участники группы первое время сомневались в правильности сотрудничества с «двумя Че», поскольку песни, производимые ими (а иной термин в данном случае трудно подобрать, поскольку возникало впечатление действительно конвейерного производства хитов) были достаточно легковесны и рассчитаны главным образом на подростковую аудиторию. Однако группа хотела пробиться наверх, им был нужен хит, позволивший бы им показать всё, на что они способны. Кроме того, по условиям контракта никто не запрещал им записывать собственные композиции. Время показало правильность выбора, и если бы в 1974 году не сложился творческий союз из Чепмена и ребят, вряд ли мы что-нибудь услышали о группе под названием Смоки. Кроме того, новые продюсеры основательно поработали над новым звучанием группы, в частности, довели до совершенства уникальные трехголосные гармонии, ставшие со временем фирменным знаком Смоки. Группе купили новые инструменты, и в конце 1974 года Smokey приступили к записи дебютного альбома. Первый альбом Pass It Around (Передай по кругу), полный бескомпромиссной юношеской удали, увидел свет в марте 1975 года. Этот альбом - именно то, что осталось в наследство от Kindness. Это старая школа британского рока конца 60-х. Особенно бас Терри. Его партии можно просто поставить на один уровень с партиями самых ярких и известных исполнителей того времени. Просто невероятно! Вот что значит профессиональное исполнение в течение почти десятка лет чужой классики. Даже произнеся выражение “набили руку”, невозможно передать уровень того исполнительского мастерства. При том, что в басовых партиях это выражено наиболее ярко, то же самое касается и всех остальных инструментальных партий. Уже начиная со второго альбома, вы не услышите таких барабанов, как, например, в “Daydreamin’”. Исключительно чёткая, но при этом свободная и раскованная игра с импровизациями и окраской самого ритмического рисунка настоящими узорами. Но при этом каждый инструмент звучит абсолютно индивидуально. А партии соло Алана нужно просто слушать… Это уже не те “непричёсанные” записи Kindness, но в “Pass It Around” можно разглядеть эти самые истоки и, самое главное, колоссальный творческий потенциал музыкантов, ставший впоследствии фундаментом их многолетней ошеломительной музыкальной карьеры. На самом деле, Pass It Around несет в себе черты, знакомые всем любителям Smokie. Не зря она включена во все сборники. Заглавная песня с него - Pass It Around - была выпущена на сорокапятке, но Радио Один запретило ее в эфир, заявив будто песня вызывает ассоциации с какими-то грязными наркотиками. Такие мысли господам ди-джеям навеял рефрен, где поется, что "Если ты подрубился на что-то хорошее, не держи это в себе - раздай по кругу". Дело в том, что "turn on" - "включить, включиться" на сленге еще с 1960-х годов означало "врубиться, подрубиться". Pass It Around - Раздай это по кругу. Согласно поговорке "каждый думает в меру своей испорченности", работники Радио Один, видимо привыкшие пускать по кругу косяк с гашишем, постыдились запустить эту песню в эфир. Крис Норман вспоминал, что когда их первый сингл не захотели крутить по радио, и стало очевидно, что он не станет хитом, группа сильно расстроилась. Однако их продюсеры были невозмутимы – Смоки обязательно добьются успеха, нужно только время. В качестве следующего сингла выбрали новую песню Чепмена If You Think You Know How To Love Me, однако первые 4 или 5 недель публика её не замечала. Смоки были в недоумении, и для рекламы новой песни группа появилась на телевидении в одной из музыкальных передач. Прошла ещё неделя после выхода передачи в эфир, и новый сингл стал расходится как горячие пирожки: эта песня стала первым крупным успехом не только в Англии, но и по всему миру, заложив основы неувядающей популярности группы Смоки. Впоследствии, когда состав группы стал меняться, каждая новая формация считала своим долгом записать свою версия If You Think…. Ни один концерт Смоки не обходится без неё. Осенью 1975 года вышел следующий сингл Don’t Play Your Rock & Roll To Me, (который продавался так же хорошо, как и предыдущий), и, наконец, второй долгоиграющий альбом Changing All The Time – «Постоянно меняясь». Во-первых, название содержало намек на постоянную смену названий группы, а во-вторых, называло рецепт выживания в мире поп-музыки. Действительно, если рассмотреть всех артистов, бывших когда-либо на контракте с Чинном и Чепменом, Смокиотличаются от всех своим звуком, более мягким, тяготеющим скорее к софт-року и кантри, чем к глэму, и огромная заслуга продюсеров состоит в том, что они вовремя разглядели именно эту сторону группы и дали ей развитие. Здесь уже другие музыкальные акценты. Здесь уже нет столько виртуозности. Точнее она есть, но она как бы несколько отодвинута на второй, не на передний план, не бросается намеренно в глаза. Она просто заложена в фундамент. Она как грунт полотна художника. Что, кстати, к сожалению, дало повод некоторым недалёким критиканам отнести группу в разряд легковесных. А здесь уже на первом плане ХИТ. Здесь Чэпменовские боевики и его саунд-продюс. Здесь плывущий в среднем темпе звук акустической гитары, здесь фон скрипичного оркестра, вкуснейшие реплики и соло Алана, чёткая, понятная и “простая” игра ритм-секции Терри и Пита. (Хоть вовсе она и не простая. Тот, кто не владеет сложной техникой и не умеет импровизировать – тот, как ни странно, не сыграет и “простой” ритм под метроном). Таким образом, рецепт успеха был найден – красивые мелодии, мягкое звучание, много акустической гитары, мгновенно узнаваемый характерный голос солиста, шикарные гармонии, достигающие запредельной красоты. Этот рецепт остаётся неизменным уже более 30 лет. Почти сразу же William ''Smokey'' Robinson предъявил коллективу претензии из-за схожего названия, опасаясь, что их будут путать. В результате переговоров было решено назвать группу ''Smokie''. И уже с таким названием выходит третий по счету альбом группы - Midnight Café (Полуночное кафе), который по праву считается одним из лучших в ее творчестве. Он содержит, помимо всего прочего, песню What Can I Do. Написал её лидер-гитарист группы, он же её и спел. Песня получалась более самобытной, чем хитовой, и обрела неимоверную популярность в Советском Союзе, изо всех окон слышался отчаянный вопль ее автора Алана Силсона. Справедливо сказал Сева Новгородцев в одной из своих передач из Лондона в 1970-х годах, отметив советских любителей рок-музыки как самых истинных и непредвзятых меломанов. Во-первых, они не зависели от радиораскрутки и навязывания, каковому подвергались уши западных слушателей. И, как следствие, популярность музыки в СССР не зависела от ее пребывания в чартах. Во-вторых, подавляющее большинство советских меломанов не понимало текстов песен, отсюда несовпадения с Западом в популярности одних артистов и непопулярности других. Да и сейчас Смоки, приезжая к нам на гастроли, обязательно исполняют её на концертах. (Любопытно, что так же обязательно она исполняется в Южной Корее). Наряду с выпуском пластинок группа интенсивно гастролировала, в том числе и в странах бывшего социалистического содружества (ГДР, Польша). А в Германии (в те времена Западной) Смокиполучили просто феноменальный успех. Наблюдая очевидный исполнительский и творческий прогресс своих подопечных, их продюсеры Чинн и Чепмен на следующем альбоме решили предоставить им большую свободу как в выборе песен, так и в аранжировках. Результат превзошёл все ожидания – альбом 1977 года Bright Lights & Back Alleys (Яркие огни и глухие закоулки) был более рискованным, нежели предыдущие три альбома Smokie. На сей раз, группа имела достаточно времени попробовать все прелести современной им студийной технологии и попыталась создать солидный поп-рок альбом по последнему слову техники. Пластинка начинается с композиции It's Your Life в модном ритме рэггей с приятным струнным фоном. Кроме гитар в альбоме активно применяются струнные, клавишные инструменты, саксофон и всякие модные в то время эффекты. It’s Your Life — попала в первую десятку британских списков популярности. Кроме всего прочего, на пластинке присутствовала знаменитая песенка Needles & Pins – песня старая, но благодаря Смоки получившая практически второе рождение. Смоки ужасно любили играть Needles And Pins на саундчеках, т. е. настраиваясь перед концертами. Обычно они исполняли ее до середины и на том обрывались, ибо не знали дальше ни слов, ни развития в средней части. И вот однажды, когда они узнали ее мост и сыграли всю целиком, народ, что находился тогда в студии, решил, что вещь звучит настолько энергично, что было бы глупо не записать эту версию. Британская музыкальная общественность так же высоко оценила новый, хорошо забытый старый продукт, песня попала на 10-ое место в английских чартах, ну и конечно еще выше в различных европейских. Кроме того, эта была первая песня Смоки, показанная по советскому телевидению! Для наших отечественных слушателей Bright Lights & Back Alleys - возможно, самый любимый альбом Smokie. В нем, действительно, нет проходных песен, каждая является ярким маленьким шедевром популярной музыки. В этом же году группа выпустила свой первый официальный сборник лучших вещей, на котором присутствовала песенка Living Next Door To Alice, часто называемая просто Alice. Смоки были не первыми исполнителями этой песни (до них её пела австралийская группа New World), но именно им удалось довести исполнение этой нехитрой, но очень милой вещицы до абсолютного блеска. Living Next Door to Alice стала, наверное, самой популярной песней и визитной карточкой группы. Однако начало 1977 года ознаменовалось в Англии панк-революцией. Причем, революция эта осуществлялась скорее даже не народными панковскими массами, а самыми что ни на есть респектабельными и буржуазными средствами массовой информации. Они больше всех подстрекали панковский бунт и "сбрасывание с корабля современности" устоявшихся ценностей рок-музыки. Любая группа, игравшая более-менее красивую мелодичную или сложную музыку, подвергалась риску быть всенародно опозоренной и лишиться в миг всех преимуществ, какие обычно выпадают на долю успешных рок-групп в виде полных залов, раскупаемых пластинок и многолюдных фан-клубов. Этой участи на тот момент уже удостоились многие рок-монстры, типа Rolling Stones, Led Zeppelin и т. п. Но Smokie это не грозило, во многом уже потому, что большая часть их поклонников обитала не на Британских островах, а на европейском и других континентах планеты. В Англии они не успели обзавестись звездным статусом, поэтому панк-рокеры, типа Джонни Роттена их не трогали, задирая в своих интервью чаще всего Роберта Планта и Мика Джаггера. Песни, типа Living Next Door to Alice занимали свою нишу в хит-парадах, благополучно уживаясь с панк-роком. «Алиса» навсегда прописалась в сет-листах как Смоки, так и Криса Нормана (а позднее и Алана Силсона, выбравшего, в конце концов, сольную карьеру). Следующий альбом 1978 года The Montreux Album - один из лучших альбомов Smokie, сбалансирован не хуже сборника хитов и поражает разнообразием звучания и красотой аранжировок. Очередной шедевр продюсерской работы Майка Чапмэна. Сочинительский вклад знаменитого творческого союза Чинн-Чапмэн в этот альбом скромен - всего три песни. Остальные семь - дело рук самих Smokie. Половину песен альбома написали Крис Норман с барабанщиком Питом Спенсером, и еще две песни - вклад гитариста Алана Силсона с басистом Терри Аттли. The Montreux Album прекрасно демонстрирует таланты каждого из участников Smokie. Кроме Криса Нормана, каждый здесь спел по одной песне: гитарист Алан Силсон солирует в песне собственного сочинения (в соавторстве с Аттли) You Took Me By Surprise, басист Терри Аттли спел главную партию в Light Up My Life (сочиненную вместе с Силсоном). Барабанщик Пит Спенсер сыграл соло на тенор-саксофоне в No More Letters и спел шуточную песню Petesey’s Song. Это была последняя долгоиграющая пластинка, которую правил своей рукой Майк Чепмен. Заканчивался его контракт с группой, и Чепмен, к тому времени давно переехавший в Америку, стал заниматься делами других исполнителей. Однако напоследок он написал одну милую песенку, петь которую доверил двум своим подопечным – Сюзи Куатро и Крису Норману. Конечно, речь идёт о песне Stumblin’ In, которая стала неимоверно популярной по всему миру. Видя такой грандиозный успех, Крис Норман впервые задумался о сольной карьере, однако на время оставил эту мысль. Следующий альбом The Other Side Of The Road - первый альбом Smokie целиком собственного сочинения и самостоятельно спродюсированный. Единственная не своя песня Babe It's Up to You, да и та сочинена не Чинном-Чапмэном. Он порадовал многих давних поклонников группы, а также приобрел новых. Группа по-прежнему пользовалась огромной популярностью, в первую очередь в континентальной Европе. Если же говорить о союзе Смоки с Чинном-Чапмэном то он не был таким страшным, как у театра кукол с Карабасом-Барабасом, хотя многие именно так и представляют себе их отношения. Впоследствии, Крис Норман в интервью высказывал даже некоторое сожаление по поводу разрыва, вспоминая, как много дал ему и всей группе Майк Чапмэн, работая с ними в студии: "Я очень многому научился у него, узнал от него почти все о сочинении песен и их записи. Впервые мы начали работать с ним в студии в 1974 году. Это была не первая наша запись: четвертая или пятая, и мы работали в студии с разными продюсерами. Но в лице Чапмэна мы встретили первого человека, который превосходно знает, как делать запись. До этого я понятия не имел о том, как делается запись, потому что был только музыкант и певец и не участвовал в процессе записи. С Майком Чапмэном я узнал все о студийной работе, он оказал на нас огромное влияние, он был нашим наставником. К сожалению, мы, Smokie прекратили сотрудничать с ним и решили как группа продюсировать себя сами и работать с другими людьми, а он ушел тогда заниматься с другими, я не помню - не то Blondie, не то The Knack. Просто он жил в то время в Америке, и чтобы работать с ним, нам тоже приходилось ездить в Америку, а это было для нас совсем неудобно, поэтому мы решили расстаться... Он создает в студии такую атмосферу, какой не может сделать никто другой. Я считаю, он - один из лучших сочинителей песен и продюсеров целого рок-поколения. " Но постоянные гастроли, помимо неплохих материальных дивидендов, приносят усталость и раздражение. Смоки решили взять тайм-аут. Норман и Спенсер писали песни для других исполнителей, в частности, для звезды британского футбола Кевина Кигана. В 80-м году Смокивыпустили только две одиночных пластинки. Последовавший за этим альбом Solid ground 1981 года создавала словно другая группа – повзрослевшая и открывшая новые горизонты. Можно сказать, что на этой пластинке Смоки прыгнули выше головы – настолько необычно звучали новые песни. Однако большинство поклонников были не готовы к такому повороту дел – ведь Смоки в первую очередь ассоциировались с песенками вроде Alice или Oh Carol. В результате пластинка не очень хорошо продавалась, и к записи следующего альбома Смокиподошли более прагматично – Strangers In Paradise (1982) – это смелые эксперименты, местами новые поиски, местами заигрывание с модой. Но, тем не менее, это достойнейшие работы зрелого коллектива, задолго до этого накопившего огромный багаж мастерства и имеющего уже свой уникальный стиль и славное имя. Нужно заметить, что это был последний альбом, выпущенный через фирму RAK. Последний долгоиграющий диск, записанный группой с Крисом Норманом, назывался Midnight Delight. Он был выпущен в конце 1982 года. Одновременно Крис выпустил свой первый сольный диск Rock Away Your Teardrops. Дело в том, что во время записи наработали слишком много материала для одиночного альбома, и, поскольку Крис уже давно говорил о своих планах стать сольным артистом, то, чтобы не ссориться, записанные песни просто поделили. 10 из них досталось Smokie и 8 — Крису. Однако обе пластинки вышли мизерными тиражами и до сих пор официально не переиздавались на CD, что сделало их довольно редкими. Бытует очень обидное мнение, что альбом Midnight Delight “неудачен”, “слабоват”, что это уже “не те” Smokie и пр. Именно “те”! Хотя и изменившиеся. Так это и понятно – “Midnight Delight” состоит полностью из песен самих участников группы. А они никогда не писали и не аранжировали свои собственные песни под одну гребёнку. Ещё раз музыканты классического состава Смоки — Норман, Силсон и Аттли – появились в студии в Стокгольме на записи бэк-вокала для бывшей певицы группы ABBA Агнеты Фельтскуг, которая начинала свою сольную карьеру. Её первый самостоятельный альбом продюсировал Майк Чепмен, и по старой памяти он позвал своих бывших подшефных на помощь, так сказать, для создания достойной оправы для бриллианта. Надо заметить, что наши герои не упали в грязь лицом, и сочетание голосов Смоки и Агнеты поистине поражает. По дороге в Стокгольм, в самолёте, Норман объявил своим товарищам об уходе. Поскольку Крис был не только главным вокалистом, но и лицом группы, Терри и Алан решили, что группаСмоки более существовать не может. Было решено на время разойтись, заняться чем-нибудь другим, а потом время подскажет дальнейшие действия. Крис Норман занялся собственной карьерой, правда, без особого успеха – пара сольных синглов прошли практически незамеченными. Терри Аттли играл в различных группах. Пит Спенсер писал песни для других исполнителей, а Алан Силсон просто решил отдохнуть и уехал в городок Илкли (Ilkley) в Йоркшире, надеясь на приглашение о возвращение в ''Smokie''. В итоге ему позвонили, но только через 4 года. В мае 1985 года Смоки воссоединились для единственного шоу в родном Брэдфорде. Группа приняла участие в благотворительном концерте в помощь местному футбольному клубу, пострадавшему от пожара. Это выступление прошло очень успешно и показало, что музыка Смоки по-прежнему востребована и любима зрителями. Участники группы позабыли былые обиды и вновь отправились на гастроли – в Германию, Швейцарию и Австралию. Кроме того, летом 1985 года были записаны две последние песни в «золотом» составе — сингл The Book был выпущен в Австралии годом позже. Однако в середине 1985 года Крис Норман получил предложение о сотрудничестве от известного немецкого музыканта и продюсера Дитера Болена – тот предложил Норману записать песню для телевизионного детективного сериала. Это была знаменитая Midnight Lady, имевшая оглушительный успех и ставшая международным хитом. Успех песни так вдохновил Криса, что он решил окончательно оставить Смоки и сосредоточиться на сольной карьере. За «Полночной Леди» последовал ряд не менее успешных песен, утвердивших Криса Нормана в принятом решении. Чуть позднее к Крису примкнул его товарищ и соавтор по Смоки Пит Спенсер, и вдвоём они написали немало прекрасных композиций, теперь уже для сольной деятельности Криса Нормана. Однако, это уже совсем другая история. Тем временем, после ухода Криса Нормана, группа Смоки оказалась на грани распада. Да, их по-прежнему помнила публика и у них имелся достойный репертуар, но у них не было солиста. Выход предложил сам Крис Норман – его место в группе может занять его друг, певец с очень похожим тембром голоса по имени Алан Бартон (Alan Barton). Бартон был вокалистом довольно популярной группы Black Lace, однако стиль этого ансамбля был довольно далёк от стиля Смоки. Оставшиеся участники Смоки – Терри Аттли и Алан Силсон — сильно сомневались в способности нового солиста стать полноценной заменой Крису Норману. Новичка пригласили на вечеринку (она же прослушивание) в доме Терри. Аттли и Силсон в ходе прослушивания решили, что Алан Бартон им не подходит и сказали ''нет''. Но когда Бартон спел дуэтом с Крисом Норманом, ребята поняли, как он хорош, Бартон был принят в группу в качестве нового вокалиста. Алан оказался ценным приобретением для группы – его честолюбие, целеустремлённость и созидательность долгое время были тем локомотивом, который позволил группе поддерживать тот успех, который они имели в конце 70-х годов. В группу рекрутировали барабанщика Стива Пиннелла и клавишника Мартина Булларда, который вскоре стал главным аранжировщиком группы. Так Смоки стали квинтетом. Главным же композитором группы, а параллельно и заведующим всеми ее делами, стал Алан Силсон. В 1988 году записали пластинку All Fired Up. Она получилась интересной, но, увы, до сих пор не оцененной по достоинству. То, что у группы "остался порох в пороховницах", подтвердили и следующие пластинки, пришедшиеся по вкусу даже самым взыскательным меломанам. Группа не переставала много гастролировать - Германия, Австрия, Скандинавские страны, Южная Африка, Австралия и Великобритания, в последней ''Smokie' не давала концерты уже 10 лет. В 1991 году Смоки впервые приехали в Советский Союз. Как и следовало ожидать, группа исполняла в основном хиты 70-х годов, такие как: ''Living Next Door To Alice'', ''Lay Back In The Arms Of Someone'', ''If You Think You Know How To Love Me'' и др. Но и новые композиции успешно вписались в репертуар, затмевая и пополняя известные песни. Альбомы с новыми песнями стали появляться почти каждый год – в 1989 Boulevard Of Broken Dreams (песню «Бульвар разбитых мечтаний», давшую название альбому, написал Силсон) (имевший огромный успех в Норвегии – почти целый год он был в десятке лучших), в 1990 — Whose Are These Boots (Чьи это сапоги), в 1992 – Chasing Shadows (В погоне за тенями), 1993 Burning Ambition (Жгучее желание), в 1994 — Celebration (Празднование) (сборник лучших вещей за 20 – летний период деятельности группы). Плюс к этому концертный альбом и несколько сборников. В конце 1994 года группе удалось свершить почти невозможное – им удалось вновь попасть на верхние строчки британских хит-парадов с новой версией всё той же «Алисы». Правда, пришлось вставить в текст строчку, содержавшую некое не совсем приличное слово. Смокам даже не пришлось ничего придумывать. Эту фразу, которую они вставили в новую версию песни, выкрикивала на концертах публика в Ирландии. На самом деле, конечно, похвально, что публика решила досконально выяснить, кто же эта Алиса на самом деле. Перспективы группы выглядели безоблачными, но в 1995-м случилась трагедия. По дороге из аэропорта Дюссельдорф микроавтобус, в котором ехали Силсон, Аттли и Бартон, из-за отвратительной погоды попал в аварию и несколько раз перевернулся. Алану Бартону не повезло – хотя он был пристёгнут ремнём безопасности, эта авария стала для него фатальной. В течение 5 дней врачи боролись за жизнь музыканта, однако безуспешно – 23 марта 1995 года Алан Бартон скончался. Этот удар, казалось, поставил точку в истории наших героев. И всё-таки Смоки нашли в себе силы, чтобы продолжить начатое дело. Новым солистом группы стал их друг Майк Крафт (Mike Craft). Нельзя сказать, чтобы его голос очень походил на голос Бартона, или, тем более, Нормана. Но поклонники благосклонно приняли нового вокалиста, и в обновлённом составе Смоки в конце 1995 года записали пластинку The World And Elsewhere (Мир и везде). Далее последовали многомесячные гастроли и выпуск сборников старых хитов Смоки уже с новым солистом. Изнурительные концертные турне выбили из состава группы одного из её ветеранов – в 1996 году гитарист Алан Силсон объявил о своём уходе из группы. Он решил сосредоточиться на написании песен и даже предпринял некоторые шаги для начала собственной сольной карьеры. Часто выступает как гость и приглашённый музыкант с самыми различными артистами – группой T-Rex, Suzi Quatro, Крисом Норманом и другими. Его песня What Can I Do – по-прежнему любима поклонниками, особенно в России, где вполне идёт по категории «народных песен». Последний музыкальный проект Алана Силсона – группа его имени SILSON, с которой он довольно часто совершает турне по Украине и России. Кроме того, совместно со своим товарищем по «золотому» составу Смоки Питером Спенсером он записал диск под названием Solitary Bird, который пользуется огромным успехом. Тем временем Смоки нашли себе и нового гитариста – им стал один из техников (роуди), сопровождавших группу на гастролях, по имени Мик Макконнел (Mick McConnell) – его посоветовал Алан Силсон перед своим уходом. И с этого момента до сегодняшнего дня состав Смоки остаётся неизменным. Из ветеранов в группе остался только басист Терри Аттли.

Яндекс.Метрика