Этот одаренный музыкант всегда одинаково хорошо работал и как сольный исполнитель, и как командный игрок, и как сессионщик, и как гастрольный гитарист, и как продюсер. И хотя основа его творчества принадлежит хард-року и металлу, стиль МакАлпайна зачастую включает в себя элементы классики, джаза и фьюжн. Родившийся в Спрингфилде (Массачусетс) 29 августа 1960 года, Тони уже в пять лет начал заниматься в местной консерватории по классу фортепиано. Потом были уроки скрипки, а в двенадцать мальчишка взялся за гитару, вскоре ставшую его основным инструментом. Пробные шаги в роке МакАлпайн сделал в кавер-бэнде "Lodestar", а в начале 80-х послал свои демопленки колумнисту журнала "Guitar Player" Майку Варни. Записи тому очень понравились, и шеф "Shrapnel Records" взял молодого гитариста под свою опеку. Майк предложил Тони перебраться из Массачусетса в Калифорнию и для первого альбома присоветовал ему весьма интересных партнеров, басиста Билли Шиэна и ударника Стива Смита (экс-"Journey").
И хотя некоторые обозреватели сочли "Edge Of Insanity" одним из мальмстиновских клонов, американец отличался от шведа тем, что помимо гитары лихо управлялся с клавишами. То тут, то там мелькали соответствующие вставки, а в девятой композиции МакАлпайн исполнил в акустике выдержку из своего любимого Шопена. В том же 1986-м Тони вместе с барабанщиком Томми Олдриджем, солистом Робом Роком и басистом Руди Сарзо сколотил метал-банду "M.A.R.S.", но проект быстро рассыпался, оставив после себя всего лишь один альбом.
Вернувшись к сольному творчеству, музыкант переместился со "Shrapnel" на "Squawk Records", где выпустил диск "Maximum Security", большинство партий для которого (за исключением ударных и чуточки гостевых гитарных соло) записал лично. Хотя работа сохранила неоклассический настрой дебюта, критики восприняли ее куда более благожелательно, а в "Billboard 200" пластинка провела 11 недель. Если "Maximum Security" был снова полностью инструментальным, то в дальнейшем МакАлпайн решил попробовать себя в песенном формате. Для этого он собрал именную команду "MacAlpine", в которую вошли Алан Шорн (вокал), Марк Робертсон (клавишные), Билли Кармасси (ударные) и Майк Жак (бас). Записанный в этой компании диск "Eyes Of The World" был выдержан в стиле мелодик-хард-рок, но Тони не пожелал развивать данное направление и в 1992-м вернулся к инструменталам. Снова очутившись под крышей "Shrapnel", он выпустил полнометражку "Freedom To Fly", которая отличалась от ранних опусов гораздо меньшей тягой к неоклассике.По большому счету здесь звучал безвокальный хард с элементами фьюжн, и примерно в том же духе был выдержан и следующий альбом. Если "Eyes Of The World" и "Madness" по традиции содержали по одному номеру от Шопена, то на "Premonition" МакАлпайн уже дважды обращался к любимому композитору, а, кроме того, вспомнил и про другого классика, Иоганна Себастьяна Баха, исполнив его "Rondeau Partitia # 2".
Вообще, шестой студийник получился относительно монотонным, и в следующий раз Тони постарался исправить этот недостаток, сделав свою игру более яркой и разнообразной. Достаточно всяких нюансов было и на пластинке "Violent Machine", где наряду с метал-шредом и продолжающейся шопенианой можно было встретить джазовый мелодизм (как в "Sophisticated Domination") или окунуться в почти нью-эйдж (как в "Carolina Blue"). Кстати, номер "Hatred To Love" был песней, но если здесь его исполнял наемник Джером Джонс, то в программе "Master Of Paradise" Тони решил проверить собственные голосовые связки и запел, причем пел на протяжении почти всего альбома. Любопытно, что стилистика композиций "Master Of Paradise" мало отличалась от предшествующих опусов, просто к инструментальной ранее музыке добавились слова. На рубеже веков МакАлпайн оказался вовлечен сразу в несколько проектов ("Planet X", "CAB", "Ring Of Fire"), в результате чего его сольные амбиции поубавились. Только в 2001 году он выпустил сделанный по проверенной формуле (метал-шред плюс фьюжн плюс этюд Шопена) альбом "Chromaticity", после чего в течение десяти лет предпочитал работать на других (в частности на Стива Вая).
Вернулся Тони в 2011-м, причем его камбэк "Tony MacAlpine" звучал куда агрессивнее чем любая из ранних работ, а при создании альбома в ход пошли семи- и восьмиструнные гитары, которыми он баловался в "Planet X". В 2012 году МакАлпайн наряду с Портным, Шиэном и Шериньяном очутился в составе очередной супергруппы "PSMS", однако на этот раз с очередным сольником не стал сильно затягивать и по весне 2015-го опубликовал программу "Concrete Gardens".