Группа была создана в 1988-м году в городе Галифакс (Англия). В стартовый состав вошли вокалист Ник Холмс (Nick Holmes), гитарист Грегор Макинтош (Gregor Mackintosh), второй гитарист Аарон Аеди (Aaron Aedy), басист Стивен Эдмондсон (Stephen Edmondson) и барабанщик Мэтт Арчер (Matt Archer). В последующие годы группа почти не менялась.
Группе потребовалось записать всего две демо-ленты, чтобы получить контракт с компанией Peaceville, но на большее ан-дерграундной группе, исполняющей death metal, рассчитывать не приходилось. В конце 1989-го года группа заперлась в студии Academy. Результатом их работы стал альбом Lost Paradise, достаточно посредственно записанный, но революционный с музыкальной точки зрения. Это был первый в мире диск в стиле doom/death, с тяжелыми гитарами, чередованием крайне медленных пассажей и дэтовых фрагментов, утробным рыком вокалиста и невиданной доселе в металлической музыке концентрацией депрессивности. Сейчас как слушатели, так и музыканты относятся к альбому Lost Paradise несколько снисходительно, называя его первым блином и т.д., но в 1990-м году так не играл никто, и диск просто не могли не заметить. Он мгновенно стал самым продаваемым релизом Peaceville, и группа отправилась в европейское турне. Второй альбом Gothic записывался в той же студии и с тем же продюсером, но звучал гораздо более солидно, а его музыка привела в восторг как поклонников, так и журналистов. В песнях PARADISE LOST проявилась неслыханная в экстремальной музыке мелодичность, в основном передаваемая гитарой Грега Макинтоша, основного композитора группы. Не подкачал и Ник Холмс, выдав целый набор достаточно интеллектуальных и непростых для понимания текстов. Кроме того, группа первой не побоялась поддержать изобретение швейцарцев CELTIC FROST и вставила в песни партии клавишных и женского сопрано. Сейчас в этом нет ничего необычного, а тогда это было невероятное новаторство.
Второй альбом Gothic произвел фурор в Европе, что привело к активизации других фирм грамзаписи. Оперативнее всех оказалась компания Music For Nations, которая и прибрала к рукам восходящих звезд. Дебют PARADISE LOST на новой фирме обозначил новую линию. На Shades Of God отчетливо виден переход к более прямолинейному звучанию. Несколько мягче стал вокал Ника Холмса, а в музыкальном плане группа двинулась скорее в направлении классического doom metal по типу CANDLEMASS и ST. VITUS. В записи принимал участие клавишник из легендарной британской прог-рок группы ENID Роберт Джон Годфри (Robert John Godfrey). PARADISE LOST нашли нужное направление развития, и диск 1993-го года Icon продемонстрировал движение в сторону более простых по структуре композиций с уклоном на мелодичные гитарные партии и запоминающиеся припевы. Ник Холмс полностью отказался от рычания и стал петь в духе Джеймса Хэтфилда (METALLICA), что для новых песен подходило гораздо больше. В результате получился чуть ли не лучший диск парадайзов, до отказа забитый умопомрачительными хитами и великолепными мелодиями. Уже после выхода Icon группу стали обвинять в коммерциализации, однако группа уверенно набирала обороты, привлекая под свои знамена все больше и больше поклонников. В 1994-м году лейбл выпустил мини-альбом Gothic ЕР, в который вошли перезаписанные варианты двух песен с Lost Paradise и еще двух с Gothic. PARADISE LOST были крайне недовольны этим релизом, но ничего не могли поделать. Группа тем временем продолжала активную концертную деятельность. Помимо покорения традиционных метал-рынков типа Европы и США, PARADISE LOST умудрились выступить в таких экзотических странах, как Израиль, ЮАР и Эстония.
Интенсивные турне вымотали Мэттью Арчера, который, к тому же, не совсем был доволен новым музыкальным курсом группы. Он оставил состав и был заменен Ли Моррисом (Lee Morris, ex-MARSHAL LAW, LIFE). Когда он присоединился к PARADISE LOST, у Грега и Ника был практически готов материал для нового диска, который получил название Draconian Times. Диск вышел в 1995-м году и представлял собой логическое продолжение Icon, только с еще большим количеством нюансов, более продуманными аранжировками и окончательным отказом от элементов дэта. Ни один человек, начавший знакомство с парадайзами с альбома Draconian Times не подумал бы, что эта группа всего каких-то лет пять назад играла брутальный дэт.
Слушали PARADISE LOST теперь совсем другие люди, отнюдь не поклонники дэта и трэ-ша, как в начале карьеры. После Draconian Times на группу обратили внимание, как готы, так и любители хард-рока. Фанаты PARADISE LOST обнаружились даже в журнале Classic Rock, который обычно не пишет о группах тяжелее IRON MAIDEN. А готов порадовало исполнение парадайзами кавер-версии классической песни гот-легенды SISTERS OF MERCY Walk Away. Draconian Times вывел PARADISE LOST в ряды самых популярных английских тяжелых групп. Многие ожидали, что группа будет продолжать в том же духе, но сами музыканты решили иначе. Свой новый диск One Second они сделали совершенно не похожим на все предыдущие работы. Это даже не готик-метал, это скорее го-тик-рок с основной мелодической нагрузкой на клавишные инструменты. На альбоме, правда, еще осталось достаточное количество гитар, но тот факт, что Грег написал все песни на клавишных, нельзя не заметить. Многие отвернулись от PARADISE LOST после такого диска, но сами музыканты ничуть не расстраивались по этому поводу. Грег и Ник говорили во всех интервью, что именно такую музыку они предпочитают в настоящий момент, а поскольку на земле нет групп, песни которых нравятся нам на сто процентов, нам приходится писать их самим. Впрочем, хороших песен на One Second и вправду хватало. Вслед за альбомом последовало глобальное турне, в ходе которого музыканты заглянули и в Россию. 6 марта 1998-го года они отыграли в Москве единственный концерт, который был фантастически принят публикой. Контракт с Music For Nations закончился в 1998-м году, и группу взяла под свою опеку транснациональная корпорация EMI. На прощанье Music For Nations решили издать сборник лучших вещей Reflection, добитый тремя концертными вещами. Эти три композиции были взяты с видеокассеты One Second Live In London, которую выпустил английский фэн-клуб группы.
Альбом Host вышел в 1999-м году и напрочь разочаровал практически всех поклонников творчества PARADISE LOST. К тяжелому року он практически не имеет никакого отношения, скорее просятся параллели с творчеством других английских адептов депрессии - DEPECHE MODE. Гитары и барабаны окончательно отошли в тень, уступив место сэмплерам и синтезаторам, так что большинство услышавших диск искренне недоумевают, зачем группе два гитариста. Любители готики встретили диск прохладно, отметив, что ни одного серьезного хита Host не содержит. Host создавался под влиянием целого ряда проблем в семьях музыкантов. Проблемы продолжились, как только началось турне. После концерта в ирландском городе Корк Грегор принял на грудь чрезмерно большое количество алкогольных напитков и при загрузке в автобус не устоял на ногах. Результат - перелом руки, которая потом еще и неправильно срослась, так что у врачей возникли сомнения, сможет ли Грегор вообще играть на гитаре. В течение следующих нескольких месяцев турне он в основном стоял за клавишами, а на гитаре играл барабанный техник Энди Корне (Andy Corns). В итоге все обошлось, но понервничать группе пришлось. После выхода Host большинство металлистов поставили на PARADISE LOST большой и жирный крест. Поэтому сообщения о том, что группа на следующем диске планирует вернуться к более тяжелому звучанию, воспринимались с большим недоверием. Тем не менее, музыканты свое обещание сдержали, и альбом Believe In Northing снова звучит тяжело и агрессивно, хотя электроника по-прежнему присутствует.
Альбом 2002 года Symbol of Life спродюсировал Rhys Fulber (Front Line Assembly, Fear Factory) и был выпущен на лейбле G.U.N., подразделении BMG. Звук на альбоме ещё более тяжёлый, чем на Believe In Nothing, однако едва ли имеет много общего с предыдущим и со старым материалом группы. На «Symbol Of Life» активно используются индустриальные электронные эффекты, жесткие современные nu-metal (Isolate) риффы и семплированные ударные. Одно лишь остается неизменным: фирменная меланхоличная атмосфера и тексты Холмса. Треки Erased и No Celebration часто присутствуют и в современных концертных сет-листах группы.
Одноименный альбом Paradise Lost (2005) ознаменовал собой частичный возврат к «корням», стилистически его можно описать, как некий сплав старого творчества (Draconian times) и более поздних релизов. Гитарный звук снова стал превалирующим в музыке группы, электроника практически ушла в небытие. Холмс и Макинтош снова обзавелись длинными волосами, словно намекая о том, что возврат к старому состоялся всерьёз и надолго. Парни отозвались о своем десятом полноформатнике положительно, назвав его «объединяющим» прежние и будущие работы.
In Requiem (2007) характеризуется ещё более очевидным возвращением к саунду периода «Icon», «Draconian Times», только в современном варианте и при некотором сохранении наработок периода 1997—2002 гг. Заодно «In Requiem» стал самым продаваемым со времен «Draconian Times». Музыканты охарактеризовали его как «начало чего-то нового».
В августе 2008 года ударник Джеф Сингер объявил о своём решении покинуть группу в связи с тем, что музыкальная карьера стала для него обременительной и не позволяет уделять время общению с семьёй. Некоторое время спустя новым ударником коллектива стал Адриан Эрландссон (Cradle Of Filth, The Haunted).
В сентябре-октябре 2009 года группа выпустила двенадцатый по счёту студийный альбом, который получил название Faith Divides Us - Death Unites Us. Гитаристы Грег Макинтош и Арон Аэди впервые взяли в руки семиструнные гитары, а продюсером диска выступил Йенс Богрен. Звучание Paradise Lost стало ещё тяжелее, нежели на альбоме In Requiem — по крайней мере, сами музыканты признаются, что не писали столь агрессивных песен уже долгое время. Gothic Metal по-прежнему является главной и неотъемлемой составляющей стиля группы, но на Faith Divides Us - Death Unites Us в отдельных песнях отчётливо заметны элементы Doom Metal'а и даже Heavy Metal'а.
В начале 2010 года Paradise Lost вынуждены были временно сменить главного гитариста в связи с семейными проблемами Грега Макинтоша, который не смог продолжить концертный тур в поддержку нового альбома. Временным гитаристом коллектива стал Милли Эванс (по совместительству клавишник в группе Terrorvision).
2011 год ознаменовался для группы и её фанатов переизданием альбома Draconian Times, приправленного выходом концертного DVD «Draconian Times MMXI» (2011). Положительная реакция публики на мини-тур в поддержку классического альбома группы по отзывам самих музыкантов «превзошла все наши ожидания», а также позволила Грегору Макинтошу вспомнить как и почему он играл в прежние времена так, а не иначе. Стоит добавить, что Драконовские Времена после переиздания звучат действительно чище: ремастеринг пошёл альбому на пользу, да и раннее неизданные песни порадуют любого ценителя PL.
В результате всего этого дела 23 апреля 2012 года состоялся релиз очередного полноформатного альбома группы — Tragic Idol, ставшего 13-м по счету для музыкального коллектива. Большинство музыкальных обзоров, рецензий и интервью с группой о новой работе свидетельствуют о том, что этот альбом — один из сильнейших за всю историю группы. Аарон Аеди уже назвал Tragic Idol «лучшим» и «любимым», а Грег Макинтош ощущает его как продолжение альбома Icon (1993) — настолько близок ему Tragic Idol по стилю и атмосфере. Кроме того, любой, кто знает творчество этих выходцев из Соединенного Королевства, согласится, что «Fear Of Impending Hell» поразительно похожа по структуре на «Hallowed Land» с упомянутого выше Draconian Times, а эпичная «The Glorious End» напоминает «Jaded», которой и завершаются Драконовские Времена. В целом — альбом получился более жестким и мелодичным, чем его предшественник. Клавишные семплы в теле песни присутствуют только в old school Doom Metal треке «Solitary One», с которой и стартует Трагический Идол, а элементов Doom’a в сочетании с классическим heavy metal’ом (послушать ту же «In This We Dwell») этот релиз несёт в себе много больше. Так, например, вторая композиция под названием «Crucify» написана под нескрываемым музыкантами влиянием на них дедов тяжелого рока (равно как и основоположников пред-дума) Black Sabbath.
В апреле 2012 года группа начала масштабный тур по UK при поддержке Insomnium а также впервые с 1995 года попала в Австралию где имела большой успех. По данным журнала Decibel, посвятившего Paradise Lost специальный выпуск номера, единственным, о чём сожалеет лидер и вокалист группы Ник Холмс, является то, что музыканты «не успели вовремя сориентироваться и подготовить аудиторию с тем, чтобы быть известными в Штатах». «Это позор. Ты не можешь всегда давать концерты многотысячным залам но зато, когда о тебе знают в стране — ты можешь сделать тур» — признался музыкант в интервью журналу Decibel Magazine за апрель-май 2012 года в Северной Америке. Несколько позже группа дала серию концертов в Штатах в рамках «Barge To Hell», а также выступила как специальный гость вместе с Katatonia и Devin Townsend Project в ходе турне «Epic Kings and Idols tour in the USA».
26 марта 2013 года Ник Холмс в своем Твиттер-аккаунте сообщил, что в этот день PL исполняется 25 лет! Параллельно этой новости появилась и другая: вокалист прославленной команды зарегистрировался на «джастгивинге» для того, чтобы собрать 1000 фунтов стерлингов (по факту сумма сборов быстро перевалила за тысячу) и сделать пожертвование в пользу детей с глубокими умственными, эмоциональными и др. психологическими ограничениями. Собранные пожертвования исполнитель пообещал передать в организацию, занимающейся арт- и музыкальной терапией с такими детьми. К сожалению, жители России не имели технической возможности помочь вокалисту, но зато помочь певцу смогли зарубежные фанаты коллектива и многие многие другие (в том числе Джефф Сингер и Адриан Эрландссон).
Решивший принять участие в благотворительном велокроссе исполнитель сообщил, что Century Media Records издаст масштабную компиляцию самых заметных альбомов лейбла последнего времени, приурочив её к 25-летию лейбла. В рамках этого сборника будет переиздан альбом Paradise Lost 2007-го года. Таким образом Century Media делает подарок как себе, так и группе с её слушателями, дабы они могли отпраздновать четверть века существования коллектива. Известно, что In Requiem будет переиздан вкупе с 8 концертными треками.
Первого июня 2015 года вышел новый студийный альбом Paradise Lost под названием «Чума Внутри». Комментирует Ник Холмс, желавший достичь на этой записи большего вокального разнообразия:
«На нем много дэт-метала, много-там и готик-метала, и даже песен, похожих на темы из 2000-х годов. Это настоящее месиво из разнообразного PL, и это работает. Есть несколько песен, которые могли бы быть написаны в 1989, несколько реально олдовых дум-дэз песен, которые удивят пару-тройку человек, когда те их услышат».
Действительно, трек «Beneath Broken Earth» является самым медленным за всю историю существования группы, тогда как «Flesh From Bone», напротив, самый быстрый из всего, что написали музыканты в своей карьере. В этих песнях Ник поет всецело дэтовым голосом, тогда как в остальные привносит и чистый, или же хриплый вокал. Еще одним интересным фактом о работе PL над TPW, является тот, что музыканты перебрали 15 разных версий песни «An Eternity Of Lies», прежде чем остановиться на финальной. Красивое оркестровое вступление делает эту композицию мультиинструментальным гимном, как это стало с песнями типа «Fear Of Impending Hell» и «Faith Divides Us Death Unites Us». На вопрос, отчего группа выбрала еще более мрачный и тяжелый музыкальный курс лид-гитарист ответил:
«Просто почувствовали, что самое время. Конечно, нас по прежнему спрашивают, „Это из-за Bloodbath? Это из-за Vallenfyre?“. Нет. Я основал Валленфайр в 2010, мы не могли подойти к этому до нынешнего дня. С Блудбазом, он согласился всего лишь сделать вокал, после того как мы начали писать данную запись. Так что, никто из них не отвечает напрямую за любые из подобных ходов».
Тематика альбома вращается вокруг того, что символически изображено на обложке новой пластинки — сумасшествие. Глядя на рисунок мы видим распад личности, ее тщетную борьбу с болезнью, страх смерти измученного человека и его попытку отсрочить собственную погибель, выбрав пребывание в иллюзиях… В целом, релиз получил восторженные оценки как аудиторией, так и музыкальными критиками. В результате такого теплого приема был организован 7-ми недельный концертный забег по Европе. Летом следующего года группа сделала упор на выступления в рамках фестивального сезона, побывав на многих крупных фестивалях и опен-эйрах. Знаменательными событиями в тот период стали два уникальных перфоманса, во время которых Paradise Lost исполнили живьем целиком и полностью свой второй альбом 1991-го года выпуска (фестивали Roadburn 2016 и Hellfest 2016). Кстати сказать, концертные номера PL в период начиная с 2015-го не хуже многих студийных треков того времени, спасибо Холмсу за работу. Замечательно также и то, что такой старый хит как вышеупомянутая «As I Die» стал вновь исполняться в гроулинге на концертах.
Композицию «Victim Of The Past» с альбома «Чума внутри» англичане впервые представили вниманию публике в сентябре 2014 года, играя концерт при поддержке симфонического оркестра и хора в античном театре города Пловдив, Болгария. Подобный опыт был удивительным для музыкантов, а сама композиция в итоговой версии, попавшей на альбом оказалась доработана: например, лирический компонент студийной записи отличается от концертной. Концерт был заснят и издан на DVD под названием Symphony for the Lost годом позднее.
Летом 2016 года Адриан Эрландссон объявил о своем уходе из группы. Как следует из короткого заявления, опубликованного на своей странице в FB, когда PL выпустили The Plague Within он был посреди тура с At the gates и The Haunted. Он благодарит всех, как менеджмент, так и группу за все время и великолепные выступления вместе, гордится общими работами, но справедливо полагает, что раз он не может уделять все время одной из любимых групп, то PL имеет смысл найти того, кто на это способен. Им оказался финн Вальтери Вайрянен, заменивший Эдриана на концертах после выпуска «Чумы» в мир. При этом, надо сказать, Эрландссон предупредил заблаговременно Ника и Грега о своей чрезмерной концертной занятости, так что они успели подыскать ему замену.